Извините, Ваше браузер не поддерживается. Пожалуйста, обновите браузер и возвращайтесь!

Новости

Павел Елкин: «Без денег можно кое-что организовать, но сделать что-то стоящее – нет». Часть II.

24.11.2016
Ирина Носова
Главный редактор сайта

«Команды уже нет, а сайт живет». С этих слов и началось наше знакомство с видной фигурой в футболе – Павлом Евгеньевичем Елкиным. Этот человек играл в профессиональной команде «Апекс», создал детский футбольный клуб «Виктория», руководил Федерацией футбола Ленинградской области, а сейчас и вовсе заведует шестьюдесятью видами спорта в спортивном центре при РАНХиГС. Любой проект, за который берется Павел Евгеньевич обречен на успех, может быть, поэтому имя «Виктория» преследует его по пятам.

В первой части интервью Павел Евгеньевич рассказал о том, с чего началось его увлечение футболом, как он создал первый в Гатчине детский футбольный клуб, а потом вынужден был его закрыть. 

И чем вы стали заниматься?

Сделал паузу и стал играть в футбол. Просто так – для себя.

Расскажите немного о сезоне, когда выступала объединенная команда  «Эликорт-Виктория»?

Я тогда был уже не у дел, поэтому моего участия там практически не было никакого.

Могу рассказать, как было с другой командой. Когда выстроился детский клуб, нашим выпускникам  в 18-19 лет некуда было идти. И мы создали мужскую команду, где играли воспитанники клуба. Эта команда играла в Чемпионате Санкт-Петербурга в первой группе, но у клуба уже закончилось финансирование. Тогда как раз появилась команда «Бралан», которым мы предложили под двойным названием выступать, зато у них бы было место в высшей группе сразу. Но ребята захотели начать с третьей группы и потеряли попросту два года.

В Гатчине каждый приходит со своим «я». Никто не хочет ни с кем объединяться, не хочет продолжать то, что было сделано предшественниками. А я решил сделать паузу, и в 2006 году возглавил Федерацию футбола Ленинградской области.

Можно ли в одиночку развивать гатчинский любительский футбол?

Все кто что-то делал в Гатчине, все делали это в одиночку. Никогда помощи особой не было.  Проблема в Гатчине как раз в том, что есть люди, но все хотят работать в одиночку. И ваша проблема та же. Когда у нас заканчивались деньги на «ФШМ-Виктория», этот проект был готовый: там были люди, была команда, все было выстроено. И предлагалось вашим ребятам забрать на безвозмездной основе, требовалось просто продолжать финансировать. И деньги нужны были совсем не такие, которые платят всяким звездам затухшим. Но никто не захотел, а потом через год стали создавать все с нуля. И так было со всеми. Все говорили: «У нас есть деньги, у нас есть желание, у нас есть люди, мы все сделаем, мы сами знаем как», - хотя окунались в это первый раз, ни у кого из них не было никакого опыта и через определенное время все сгорали и уходили.

Это тщеславие, по-вашему?

Возможно. Но и оно сходит на нет, когда деньги заканчиваются, когда начинаешь понимать, что это уже не два рубля, а несколько миллионов, на которые можно построить себе дом или десять раз съездить с семьей по всему миру, а тебе никто не говорит за это «спасибо» или «какой ты молодец». В этот момент люди начинают задумываться: «А зачем мне это надо и для кого я это делаю?».

Вернемся к тому, что с 2006 по 2012 году вы становитесь руководителем Федерации футбола Ленинградской области. Как вы можете оценить этот период вашей футбольной деятельности?

Мы стали одними из первых в России, кто начал реализовывать проект «Мини-футбол в школу». Это проект Федерации мини-футбола России. Он начал реализовываться в Москве и в Московской области, а через год подключились мы. И на протяжении четырех лет подряд мы были лучшей организацией Северо-Запада и России по организации этого мероприятия. Этот период был очень хороший, очень деятельный. Хотя некоторые выпустили книжку (книга «История развития футбола Ленинградской области 1912-2012» - прим.ред.), и об этом периоде вообще умолчали, зато придумали это символическое столетие. В то время, которое они берут за начало футбола Ленинградской области, не было никакой области. Она была образована в 1927 году. Но людям нужна была какая-то дата. Те, кто историю знают, до сих пор смеются над историей, и над книгой.

Я могу просто сказать, что когда я пришел в федерацию и сделал анализ, долги Федерации были около 600 тысяч. На тот момент – это очень приличные деньги. Из чего они состояли: это аренда, налоги, зарплата сотрудников и судий. Из имущества был 286-ой компьютер – это самый первый компьютер, - и пара авторучек. Ни мебели своей, ни помещений. Находилось все это в такой убогой комнате на Смольном, которую спорткомитет дал от безысходности.

Когда я стал руководить ФФЛО, мне очень много помогал вице-губернатор Ленинградской области (на тот момент) Александр Иванович Яковлев. Я с человеком, который любит футбол так беззаветно, ни до ни после в своей жизни не работал. Когда я в 2012 году передавал Федерацию, у нас в Доме футбола было большое общее помещение с четырьмя рабочими местами, был кабинет директора, методический кабинет  большим экраном и проекторами. Там проводились занятия с тренерским составом, с судьями. Плюс был «Фольксваген» Минивэн, который нам подарила одна крупная организация на одном из подведений итогов. Естественно были закрыты все долги. Бюджет у нас был одним из самых больших в России. Я общался с руководителями ведущих федераций России, и больше нашего был бюджет только у Москвы и Московской области. Даже у Санкт-Петербурга бюджет был меньше. За этот период мы построили 12 полноразмерных футбольных полей и 8 мини-площадок. Понятно, что не ФФЛО давала деньги, но инициатором проектов всех была федерация. Была очень большая работа проведена за тот период.

Когда вы вновь решили создать команду «Виктория»?

В 2010-2011 годах  Ленинградская область подписала договор о сотрудничестве с «Газпром нефтью». Согласно этому договору в Ленинградской области должны были выделить некоторые площадки под строительство заправок. В области этим практически никто не занимался, поэтому Яковлев попросил меня оказать содействие, так как я знал многих глав администраций, участвуя в строительстве стадионов и футбольных полей. Я с представителем «Газпром нефти» на протяжении полутра лет ездил и помогал им войти в административные органы. Спустя некоторое время в соглашении появился еще один пункт – о финансировании проекта молодежной школы футбола. Реализовать его было решено в Гатчине на базе Гатчинского педучилища. Это было целесообразно, потому что они, во-первых, выпускают преподавателей физкультуры, во-вторых, обладают общежитием и сильным преподавательским составом. Мы отобрали ребят с Ленинградской области и с Новгорода. Они поступил в колледж педагогический, стали там учиться и тренироваться. «Газпром-нефть» выделила на проект 10 млн рублей. За 6 млн мы построили площадку (поле, биотуалеты, беговые дорожки) в педучилище, которая и ныне существует. А на остальные 4 млн в течение двух лет финансировался проект: питание, проживание, зарплата тренерам, экипировка, сборы, участие в соревнованиях, поездки. В первый год стали играть среди молодежных команд Ленинградской области и в финал Кубка попали, а на следующий год, в 2012-ом, чтобы нашим футболистам расти, мы заявились в Чемпионат области среди мужских команд. И среди мужиков ребята, которым по 16-18 лет, заняли 3-е место. Также выиграли Кубок среди мужских команд и заняли 5 место из 10 команд в Первенстве Северо-Запада. Все это было заслугой тренера – Государенкова Николая Васильевича. Этот проект можно было бы продолжать, но никто не захотел его подхватить: ни Ленинградская область, ни Гатчинский район, ни Гатчина, ни наши футбольные предприниматели, которые платят деньги тем, кто заканчивает свою карьеру.

Спортивная площадка педагогического колледжа им. Ушинского в городе Гатчине, на базе которого была сформирована футбольная школа молодежи "Виктория"

До реконструкции

площадка

После реконструкции

площадка

Только финансы повлияли на прекращение деятельности команды?

Да, без денег можно кое-что организовать, но сделать что-то стоящее – нет. И главный вопрос в том, как ты потратишь эти деньги. Можно потратить так, что после тебя ничего не останется, а можно сделать так, что будет результат, а потратить при этом можно будет в два раза меньше, чем тратят нынешние предприниматели.

Нужна ли любительской футбольной команде в Гатчине своя детско-юношеская спортивная школа?

В зависимости от задач. Для кадров прекрасно подойдут и выпускники ФК «Гатчина». Им тоже надо где-то играть. Если человек не попадает в поле зрения агентов профессионального футбола, то его смело можно брать к себе.  Мужскую команду можно создать с нуля за месяц, и она будет играть и выигрывать, если правильно поставить ей тренировочный процесс. Мы своим проектом «ФШМ Виктория» как раз это и доказали. Мы взяли ребят, которые были никому не нужны, и вложили им в головы свою идею.

То есть научить хорошо играть в футбол можно любого?

Конечно. Научить схемам может хороший тренер. Почему мы, играя на регион, во втором круге стали обыгрывать всех, кроме чемпионов? Потому что ребята поняли, как надо играть. Они выстраивали схемы, зная свои отрицательные и положительные качества. Более взрослые, опытные и мастеровитые люди не могли их обыграть, потому что команда правильно выполняла тренерские установки и правильно выстраивала тактику. А за это спасибо уже Государенкову. Такого человека среди тренеров в Ленинградской области вообще нет, но при этом на сегодняшний день он не востребован. Все боятся его приглашать, не понятно почему. А человек готов работать и готов делиться своими знаниями. Но при этом у нас работают с детьми и с юношами люди, у которых даже образования нет. Которые вчера водили грузовую машину, а сегодня стали тренерами, да еще и школы «Зенит». Я когда на все это смотрю, мне смешно становится. А потом мы удивляемся, почему у нас нормальной сборной по футболу нет. Потому что таких городов, как Гатчина, по всей России - сотни, и работают там так же.

Вы сейчас не особо интересуетесь темой гатчинского футбола?

Да, потому что  я вижу, что ничего не меняется. 

В чем вы видите проблему современного российского футбола?

Все слишком заорганизовано. Мы стали строить искусственные поля на месте натуральных. Сейчас в Санкт-Петербурге натуральных полей – раз-два и обчелся. Вместо того, чтобы рядом с натуральным построить искусственное, мы вместо натурального делаем искусственное. В результате начинаем тренировать детей с 4-летнего возраста, а к 16 годам у них у всех болят колени. А многие к этому возрасту уже переносят операции. Ну и что это за футболисты, у которых нет здоровья? В футбол без здоровья играть сейчас вообще невозможно.

Чем вы сейчас занимаетесь?

Сейчас я работаю в Северо-Западном институте управления или по-другому в Президентской академии народного хозяйства и госслужбы. Здесь существует структурное подразделение – спортивный центр «Виктория». Она занимается всем внеурочным спортом. На сегодняшний день мы выставляем команды по 60 видам спорта. Я работаю здесь уже  4 года, и за это время по всем видам спорта мы занимали 2-е место среди вузов, в которых обучаются от 3 до 5 тысяч студентов. Когда я пришел, мы были на 15-ом среди всех вузов (а их порядка 64 в Петербурге), сейчас у нас промежуточное – 9-е место. Плюс в этом году нам вручили приз за 1-е место в смотре конкурса за лучшую организацию спортивно-массовой работы среди всех вузов Санкт-Петербурга. Это при том, что мы практически не имеем своей базы: мы много арендуем. Из базы у нас: спортивный зал и девять открытых теннисных кортов.

Центр существовал еще до того, как вы пришли, или при вашем участии он был организован?

Нет, центр был еще до моего прихода.

То есть то, что он называется «Виктория» - просто совпадение?

Да, так совпало. Меня пригласил лично директор института. Он поставил задачи,  которые, по его мнению, должен выполнять спортивный центр. Работа для меня не новая, потому что я тем же самым занимался в 25 лет на «ДСК». Только там были рабочие, а здесь – студенты.

Футбол тоже развиваете?

Футбольная команда слабенькая из-за того, что раньше был спортивный набор в институте, а сейчас все поступают согласно ЕГЭ, который у футболистов слабенький. Нас сейчас выручают другие виды спорта. Особенно сильные команды в единоборствах: есть у нас чемпионы мира и чемпионы Европы. Тренер, наш сотрудник, недавно ездил в Японию, где защитил 5-ый дан по каратэ и стал самым молодым обладателем 5-го дана в мире. Он выдержал пятьдесят 2-минутных боев подряд. Каждые две минуты против него выходил новый соперник. При этом из этих пятидесяти боев нужно выиграть 2/3. Четыре человека приехали со всего мира защищать пятый дан, а защитился он один.

Сколько ему лет?

Ему 33 года.

А вы сами сейчас в футбол играете?

Да, в ветеранских турнирах Санкт-Петербурга участвую. Каждый год занимаем призовые места. Летом, например. Заняли 3-е место в  Чемпионате и выиграли Кубок.