Извините, Ваше браузер не поддерживается. Пожалуйста, обновите браузер и возвращайтесь!

Новости

Государенков Н.В.: «Если ты хочешь стать тренером, ты должен забыть, что ты игрок»

7.03.2018
Ирина Носова
Главный редактор сайта

В этом году «Эликорт» стремится создать инфраструктуру, которая работала и привлекала бы молодых футболистов, грезящих футболом не только на любительском, но и на профессиональном уровне. Первым шагом к созданию не просто команды, а футбольного клуба стало сотрудничество с профессиональным тренером Государенковым Николаем Васильевичем. Он не только поделился впечатлениями от первой тренировочной недели, но и секретами профессии, залогом успеха футболиста, а также своим видением развития проекта.

- Как вы пришли тому, чтобы все-таки принять предложение стать тренером «Эликорта»?

- Так же как все приходят к принятию решения по поводу работы. Тем более я уже 7 лет на пенсии, но тем не менее все время работал и был в футболе. В 2015 году, как с «Динамо» закончили, посидел дома 2 года, а тут звонок по поводу тренерской работы. 

- Скучно без этого уже?

- Да, когда ты этим живешь. Я с 18 лет в футболе. Сначала играл, а в 35 лет стал тренером мужской команды в Гатчине. Потом с детьми стал работать. Был такой спортклуб Невского завода им. Ленина. При нем была детско-юношеская спортивная школа, где я впервые стал работать с детьми 72-го г.р. в 1985-1986 учебном году. Потом была работа в Спортивном Клубе Армии (Ленинград), из которой потом был сформирован костяк команды мастеров ФК «Гатчина». Дополнительным стимулом было то, что многие молодые футболисты, с кем я работал, потом чего-то добивались в спорте и в жизни. В прошлом году мы уже общались с руководством «Эликорта» на счет тренерской работы, но, может, я понял их не до конца или меня не до конца поняли, поэтому сотрудничество не сложилось. А в этом году поговорили еще раз и решили попробовать поработать вместе. И футбол-то все равно затягивает, а в другие места в таком возрасте нас уже не зовут. Один пример только сейчас во всем русском футболе из нашего поколения – это Семин.

- Сложно было начинать после 2-летнего перерыва в работе?

- Футбол тянет. Это моя профессия. Другой вопрос, что прошло время, и я чувствую, что острота ощущений пропала. В чем это выражается? Как у футболиста есть чувство мяча и чувство времени, так и у тренера есть чувство игрока, чувство команды, чувство времени. У меня это все разбалансировано сейчас, поэтому за неделю я еще не вошел в свой рабочий ритм. На тренировках не успеваю выполнить все, что задумано; немного сократился объем внимания. К тренировкам теперь готовлюсь чуть ли не целый день: пришлось доставать свои книжки и конспекты старые, потому что все же вспоминать надо. Мне тоже восстановиться надо, как и любому, после пропуска.

- Какая задача перед вами стоит сейчас?

- Перед нами не стоит задача начать сразу всех обыгрывать. Естественно чего-то добиваться надо, в футболе вообще без соперничества нельзя. Но главное, чтобы получилась команда, у которой будет свое лицо и свой почерк, и чтобы игроки прогрессировали. Этого добиться можно только с помощью системной работы, а не так, что мы надергали крутых игроков, заплатили им и выиграли первенство «водокачки». Сейчас уровень любительского футбола, прямо скажем, оставляет желать лучшего. В советское время футбол стоял на том, что была развита клубная система, так как у каждого предприятия был свой коллектив физкультуры, отвечавший за несколько видов спорта, в том числе и за футбол. Сейчас этого нет.

- Какую цель вы сами для себя определили на посту тренера «Эликорта»?

- Цель вытекает из поставленной задачи, а точнее из принципов работы - максимально помочь реализоваться  игрокам, которые здесь захотят работать. По истечении месяца, как мы говорили на первой встрече с командой, будем это приводить к общему знаменателю. И, в моем понимании, останутся только те, кто захочет работать в таком режиме.

- А если захотят больше, чем 18 человек?

- Я сомневаюсь. Нет, естественно спортивные критерии тоже будут учитываться. Должно быть так, чтобы у команды был свой почерк, свой характер, свой рисунок, а игроки этот стиль должны расцвечивть своим талантом. Яркий пример – «Барселона». Тренеры меняются, игроки меняются, при этом «Барселона» остается со своей игрой, а футболисты вносят что-то такое, что еще больше усиливает ее неповторимость. К этому мы должны стремиться.

- Какие конкретно будут критерии отбора для этих 18 человек, которые попадут в состав?

- Мы будем играть контрольные игры в марте на выходных, там будем смотреть. А критерии эти просты: обучаемость, желание быть в команде, посещение тренировок. А когда включатся механизмы материального стимулирования, то будут правила такие: пропустил тренировку – денег за нее не получишь. Сейчас пропуск влияет только на мое отношение к этому игроку.

- Главная идея этого года - создать такую команду, с которой могли бы начинать карьеру молодые игроки с перспективой попадания в профессиональный футбол. Разделяете ли вы эту идею и как видите пути ее реализации?

- Вполне разделяю. Для того чтобы цветок расцветал, нужна плодородная земля, уход и условия. Только так. Игрок может заиграть только в том случае, если обращать внимание не только на то, как он бьет по мячу, но и на его характер, на его интересы, на его нравственное состояние. Без этого невозможно реализоваться в большом спорте (да даже и во второй лиге) и просто в жизни. И очень плохо, что сейчас это упускается. Если в общеобразовательных школах воспитательную часть выхолостили, то в спортивных школах ее и подавно на деньги заменили. А как человек может творить, если он нравственно черствый. Футбол – это творчество! Но, возможно, это мои старые представления.

- Как будет строиться тренировочный процесс?

- Об этом можно рассказывать часа три (смеется). Это будет кропотливый учебно-тренировочный процесс. В тех условиях, что у нас есть сейчас, сильно не разбежишься. Времени мало, поэтому мы будем исключать какие-то определенные моменты. Так что придется уделять внимание в первую очередь быстроте передвижений, быстроте принятия решений и быстроте работы с мячом. Плюс координация и тактическая подготовка. Остальное придется добирать в процессе работы и в играх.

- На что вы уже успели обратить внимание после первой тренировочной недели?

- Я пока смотрю, как игроки воспринимают тот материал, что им дается. Где-то, может, я завышаю требования, но делаю это специально, чтобы посмотреть, что они способны переварить. Затем уже будем отстраивать работу, постепенно наращивая базу.

- Сколько времени вам потребуется, чтобы сделать стабильную хорошую команду?

- В первый год задача – показать, что здесь не бросают слов на ветер. То есть что это нормальная организация, в которой ведётся системная тренировочная работа, отлажено материальное обеспечение тренировочного процесса, мотивация и стимулирование футболистов – все это позволяет им прогрессировать. Тогда появится больше желающих попасть в команду, в том числе и молодых, находящихся на переходе из юношеского во взрослый футбол. А это уже позволит выйти на новый уровень решения задач, поставленных перед клубом. Сейчас совсем молодых в команде не много. Один Тимкин по большому счёту. Я думал, что другие ребята моложе, а они все уже 1995-1998 года рождения. Но это не приговор, в футболе полно примеров, когда проявляли себя на профессиональном уровне и в «зрелом» возрасте, если можно так сказать. Хотя я смотрю, как ребята неплохо работают с мячом, с каким желанием тренируются и это вселяет оптимизм. Я не видел их еще на большом поле, но мы попробуем  из них что-то  футбольное слепить.  А дальше, если отладить механизм подбора и подготовки, то проект будет работать независимо от того, кто внутри него работает (я или еще кто-то). Главное – этот механизм запустить.

- Сложно ли организовать команду, которая в последние два года не играла вообще либо принимала участие в турнирах, где практически не было конкуренции?

- Так мы еще не играли в футбол, чтобы о чем-то говорить. Им даются упражнения, без которых в футболе практически невозможно ничего добиться: умение сделать правильную передачу, сыграть в стенку, правильно ударить и все.

- То есть вам в принципе все равно, какой у команды уровень подготовки изначально?

- Уровень подготовки команды зависит, в первую очередь, от уровня подготовки игроков и насколько их разный уровень можно привести к общему знаменателю. Разницы в том, кого тренировать – детей или профессионалов, – нет. Принципы тренировки и обучения для любых категорий одинаковы, разница заключается в объёме и сложности тренировочных программ и в психологических особенностях выстраивания детско-юношеского, любительского, полу- или профессионального коллектива. Именно коллектива, то есть различных по менталитету, способностям, характерам и интересам людей, способных объединиться и помочь друг другу реализоваться как личностям через футбол. Мне в жизни повезло работать и с детьми, и с молодыми людьми переходного возраста, и со взрослыми профессионалами, имеющими опыт игры на самом высоком уровне, вплоть до Еврокубков и сборных команд страны. В нашем конкретном случае важно, чтобы уровень моральной мотивации не уступал уровню материального стимулирования, которое, несомненно, также будет позволять прогрессировать и игрокам, и команде.

- В прошлом интервью вы сказали, что в «любительской команде не может быть стабильности, потому что команды не тренируются». А если у нашей команды планируется по 3 тренировки в неделю, то в таком случае в любительской команде может быть стабильность или это просто уже не совсем любительский уровень?

- Я говорил про современные любительские команды, которые собираются только на игры. О таких командах, которые не тренируются постоянно. Во-первых, там зависит все от того, кто пришел на игру и в каком состоянии. Может, они собрались на игру, а ключевой игрок вчера или позавчера наелся чего-нибудь или выпил. У нас тоже  любительский уровень, но он уже позволяет как-то управлять командой. Есть обратная связь, уже есть рычаги управления, мотивация у игроков в том числе. Уже есть какой-то уровень их подготовки, который не так колеблется. И после этих трех тренировок в неделю все приводится к общему знаменателю: их состояние и совместимость, которая тоже играет роль.

- Вы больше тренер или футболист?

- Сейчас, конечно, тренер. Какой я уже футболист. Знаете, чем отличается старая советская школа и все мы – старые тренеры от нынешнего поколения? Мы шли к старшему поколению за опытом, мы шли к ним просто пообщаться, слушали, как они работали, что делали. Это были большие  тренеры, такие как Афанасьев Николай Васильевич, Елисеев Евгений Иванович, и это при том, что и в институте нам преподавали Люкшинов Николай Михайлович, Зонин Герман Семёнович. А нынешним, как я вижу, этого уже не надо. Им вообще не нужно общение со старшими.  То поколение тренеров говорило: «Если ты хочешь стать тренером, ты должен забыть, что ты игрок». Если ты будешь тренировать так, как тренировали тебя, ты ничего не добьешься. Потому что время течет, все меняется, меняются представления о тренировочном процессе, о взаимосвязи разных видов подготовки, люди, приходящие в футбол, условия жизни и взгляды на жизнь, меняется всё...

- И тренеру тоже надо меняться и быть в тренде?

- Естественно. Для того чтобы соответствовать времени, необходимо постоянно учиться, искать новые знания и представления об организации игры и тренировочного процесса, искать собственные новые подходы к их организации, к решению стоящих перед тобой здесь и сейчас задач и проблем. Но при этом нужно не забывать достижений наших предшественников, таких как Лобановский В.В., Морозов Ю.А., Верхошанский Ю.В.,  Селуянов В.Н. и других, которые развивали спортивную науку и методику подготовки, взятых на вооружение всем футбольным миром и теперь возвращающихся к нам, правда, в «облагороженном» с помощью новых технологий виде. Тренер не только должен быть в тренде, но и должен уметь на основе полученного объема знаний делать маленькие открытия в своей сфере деятельности. Мы не должны мыслить шаблонами и уж тем более жить «чужими конспектами».

- Любительский футбол вам  как тренеру так же интересен, как профессиональный?

- А какая разница? В профессиональном футболе в моём возрасте конечно уже посложнее, в первую очередь,  из-за сложившихся у нас подходов к оценке способностей и компетенций людей в возрасте, а уж затем из-за действительных возрастных изменений. Работа же, любая, требует ответственного подхода к планированию и подготовке к каждой тренировке; к учёту особенностей тренирующихся; к условиям, в которых приходится тренироваться; к решению задач повышения уровня подготовки подопечных, а также отвечать на появляющиеся вызовы.

- Вы часто говорите о том, что главное – это получать удовольствие от футбола. Неужели в этом залог успеха?

-Конечно!  Ведь это свойственно не только футболу, а любому увлечению человека. Если то, чем человек занимается не приносит ему, как минимум, удовольствия и удовлетворения или, как максимум, счастья, то он вряд ли будет этим заниматься часто и уж тем более  системно.

- Даже если его команда не выиграла?

- Ну, если не выиграли, то удовлетворения точно не получишь. Но ведь впереди ещё будут игры, к которым надо подойти  готовым получить это самое удовлетворение.

- А в большом профессиональном футболе все тоже ради удовольствия играют, по-вашему?

- Изначально ведь побуждающие мотивы те же. А условия, в которых существует профессиональный футбол, просто  накладывают на это свой отпечаток. Но эти условия создают не футболисты. И поверьте, когда футболист выходит на поле, у него в голове мыслей о деньгах нет вообще, также как их нет у них и в момент победы. И если человек не получает морального удовлетворения от своей, в данном случае работы, он вряд ли добьётся в ней значимых результатов и задержится в этом надолго.